Вниманию работодателей!
С 3 октября 2016 года вступили в силу изменения в отдельные законодательные акты Российской Федерации, касающиеся повышения ответственности работодателей за нарушения законодательства по оплате труда.
Так, статьей 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях выделена в отдельный состав административных правонарушений частичная или полная невыплата в установленный срок причитающихся работнику заработной платы, других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений, либо установление заработной платы в размере менее минимального размера оплаты труда, установленного на территории Российской Федерации.
За такое деяние установлено наказание в виде предупреждения или штрафа на должностных лиц в размере 10-20 тыс. руб., на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – 1-5 тыс. руб., на юридических лиц – 30-50 тыс. руб.
При этом за повторное совершение правонарушения установлен повышенный размер штрафов: 20-30 тыс. руб. (или дисквалификация на срок от 1 года до 3 лет), 10-30 тыс. руб. и 50-100 тыс. руб. соответственно.
Также, согласно вступившим в силу изменениям в статью 236 Трудового Кодекса Российской Федерации, увеличен размер материальной ответственности работодателя за задержку выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику.
При нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан будет выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже 1/150 действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации (до этого размер ответственности составлял не ниже 1/300 действующей ставки рефинансирования ЦБ РФ) от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм.
Размер выплачиваемой работнику денежной компенсации может быть повышен коллективным договором, локальным нормативным актом или трудовым договором. Обязанность по выплате указанной денежной компенсации возникает независимо от наличия вины работодателя.
При этом, срок, в течение которого работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, составляет 1 год со дня установленного срока выплаты указанных сумм.
Еще одно изменение касается сроков выплаты заработной платы. В соответствии с частью 6 статьи 136 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата работнику должна выплачиваться не реже чем каждые полмесяца. Конкретная дата выплаты заработной платы устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором или трудовым договором не позднее 15 календарных дней со дня окончания периода, за который она начислена (не позднее 15 дней после окончания месяца). Таким образом, Трудовым кодексом Российской Федерации установлено требование о максимально допустимом промежутке времени между выплатами частей заработной платы при регламентации относительно вопроса конкретных сроков ее выплаты на уровне работодателя.
Также, законодательные новеллы вводят дополнительные основания для проведения внеплановых проверок работодателей. С 3 октября 2016 года обращения, содержащие факты нарушения работодателями требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в том числе требований охраны труда, повлекших возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью работников, а также приведшие к невыплате или неполной выплате в установленный срок заработной платы, других выплат, причитающихся работникам, либо установлению заработной платы в размере менее размера, предусмотренного трудовым законодательством, являются основанием для проведения внеплановой проверки должностными лицами трудовой инспекции.